Киевские автомобилисты ополчились против служб эвакуации автомобилей и доставки их на штрафплощадку. Как они уверяют, часто машины забирают безосновательно, даже когда они не препятствовали дорожному движению. А значит, в таком случае с них не имеют права взимать плату за транспортировку и хранение авто на штрафплощадке. Но эвакуаторщики без оплаты машину не отдают. И действуют по принципу: плати — потом обжалуй. И это проходит, так как немногие готовы в наших «отреформированных» судах добиваться справедливости. А эвакуаторщики, по мнению водителей, продолжают беспредельничать, особенно в центре столицы.
Круги ада для водителей
Историй о том, как, припарковав автомобиль на привычном месте в столице, можно его там не обнаружить, — масса. Дальше начинается настоящий квест: найди свой автомобиль, если сможешь.
«На днях припарковал машину и ушел по делам. Через некоторое время она начинает сигнализировать, что едет. Бегу к месту парковки — ее там нет. Сразу две мысли в голове: угнали или же эвакуировали? Отбросив совсем плохую, начинаю звонить по всем штрафплощадкам и спрашивать, нет ли там авто. Отвечают: нет. Состояние предынфарктное — угнали. Звоню в полицию, время-то идет. Там отвечают, что по базе проходит, ее эвакуировали, но до штрафплощадки пока не довезли. Пью сердечное и успокоительное. Мало того что машину забрали, не оставив никакого знака, не уведомив владельца, хотя в базе есть мои контакты, так дальше еще началось хождение по мукам», — рассказывает «Вестям» киевлянин Сергей Горбаль.
Автомобиль отправили на штрафплощадку на Подоле. Пять часов заняла оплата трех квитанций: штрафа за неправильную парковку, за эвакуацию и за хранение за один день. Штраф — 255 грн, плюс 1660 грн — за «сервис». Если бы не уложился в один день, цена могла бы вырасти. А уложиться сложно — каждый день в очереди стоит не менее сотни автолюбителей, проклиная эвакуаторщиков, парковщиков, полицию и мэрию.
Как отмечают бывалые автолюбители, любимый день «сбора» машин по центральным улицам — это пятница, после обеда. Из-за выходных могут возникнуть сложности с оплатой квитанций, а следовательно, машина может задержаться на штрафплощадке аж до понедельника, и водителю придется заплатить за три дня хранения.
Верховный суд на стороне автомобилистов
Но и для автолюбителей забрезжил свет в окошке. Теперь машину не могут забрать на штрафплощадку только за нарушение ПДД. К такому выводу пришел Верховный суд. Он отметил единственное основание для доставки автомобиля на штрафплощадку: если транспортное средство существенно препятствует дорожному движению.
Соответствующее положение содержится в постановлении Верховного суда от 18.06.2020 по делу от 18.06.2020 по делу №686/14075/16-а. Кроме того, ч. 4 ст. 265-2 КоАП предусматривает, что авто может быть временно задержано на срок до решения дела об административном правонарушении, но не более трех дней с момента задержания. А ч. 5 ст. 265-2 КоАП определяет, что по окончании трехдневного срока временного задержания ТС водитель имеет право обратиться за получением транспортного средства, независимо от стадии решения дела об админправонарушении. В соответствии с ч. 6 ст. 265-2 КоАП, за подачу такого обращения и возврат лицу временно задержанного транспортного средства не может взиматься плата.
Автолюбители воспряли духом. Потому что коль появилось решение Верховного суда, значит при всех дальнейших слушаниях по аналогичным делам адвокаты смогут ссылаться на это решение.
«Да, получить временно задержанное средство со штрафплощадки, не оплатив штраф и «услуги», будет непросто. Потому что они будут рассказывать, что они ничего не знают и им все равно — платите. Зато появился козырь: уже четко сказано, что нельзя эвакуировать машину, если она не препятствовала движению, а не просто стояла, к примеру, слегка заехав на тротуар. Более того, ведь, согласно КоАП, можно через три дня забрать машину и никому ничего не платить, потому что не вы вызывали
эвакуатор кореновск и не вы завозили машину на штрафплощадку — это сделано без вашего участия и ведома. Потому что три дня «хранения» — это предельный срок. Теперь уже ясно, что эвакуация машин на штрафплощадку — противоправное действие и в 99% вас эвакуируют незаконно», — рассказывает «Вестям» эксперт юридического объединения Revealing Information Денис Ярославский.
Как отмечает эксперт по вопросам законодательного обеспечения безопасности дорожного движения Владимир Караваев, норма возврата автомобиля через три дня без оплаты существует давно, но она не действует.
«На практике без оплаты никому авто не отдают. Вариант обжалования займет много времени, и авто будет все это время стоять на штрафплощадке. Еще вариант — обращаться в суд после оплаты. Хотя с ним тоже непросто: когда человек все оплатит, у него на штрафплощадке забирают все документы и никаких доказательств оплаты на руках не остается. В суде же нужны все документы, чтобы требовать возмещение убытков и моральную компенсацию. Но на это мало кто решается. Еще никто, кто незаконно эвакуировал автомобиль, ответственность не понес. Сама часть Админкодекса прописана некорректно, она не конкретизирована, и это дает основания для манипуляций и сбора денег за транспортировку и хранение ТС», — рассказывает «Вестям» Владимир Караваев.
Прибыль на колесах
По мнению Дениса Ярославского, пока это слаженный бизнес парковщиков-эвакуаторщиков и полиции. «В бюджет от эвакуации каждой машины поступает 250 грн, а за «услуги» частных компаний по эвакуации и хранению ТС с каждой машины — до 1800 грн. Деньги за эвакуацию идут в карманы частным компаниям, которые этим занимаются, за штрафплощадку — полиции. Город в минусе», — объясняет Ярославский.
За второй квартал этого года Инспекция по парковке эвакуировала в Киеве 9065 транспортных средств, которые существенно препятствовали движению транспорта, сообщает Департамент транспортной инфраструктуры КГГА.
Больше всего нарушителей штрафовали за парковку автомобиля на пешеходном переходе — 49% от общего количества постановлений. Среди прочих: на выездах с прилегающих территорий — 12%, на полосе общественного транспорта — 15%, на перекрестках — 5%, на остановках общественного транспорта — 4%. Инспекторами по парковке за этот период вынесено 9700 постановлений на сумму 4,93 млн грн.
Но, как отмечают автоэксперты, львиная доля средств идет не в бюджет, а оседает в карманах частных фирм, которые под крылом Департамента транспортной инфраструктуры КГГА занимаются эвакуацией.
«С каждой машины из общей суммы оплаты в бюджет доходят 255 грн (штраф за неправильную парковку) + 144 грн (за хранение на штрафплощадке). Все! Остальное — это заработок эвакуатора ООО. Из 1836 грн 1437 грн уходит в частные компании (которые неизвестно где зарегистрированы и платят ли налоги). Но и из этой суммы эвакуаторщики получают 1270 грн при средней стоимости данной услуги 600–800 грн, и еще 167 грн (10%) забирает платежная система Kyiv Smart City. А все заявления мэра и его окружения, что благодаря эвакуации машин наполнится бюджет, на самом деле, это не так. «Услуги» передали в частные руки, и теперь эвакуируют только для того, чтобы заработать. И зарабатывает не бюджет города. Потому что городское коммунальное предприятие занимается только 10% эвакуаций. Контроль ПДД и парковок — это «сервис» зарабатывания денег «лицензированными» эвакуаторами», — рассказывает «Вестям» автоэксперт Олег Сергеев.
То, что это — хорошо организованный бизнес, подтверждают и киевляне, которые, к своему удивлению, отмечают появление новых знаков, которые растут как грибы после дождя на улицах. А самое показательное, как только появляется новый знак — тут же рядом прикипает эвакуатор. Идет охота!
«У нас очень часто знаки, запрещающие стоянку, поставлены необоснованно. Есть стандарты установки дорожных знаков, в которых прописано, где он должен стоять. А у нас его втыкают где хотят, даже там, где автомобили никому не мешают», — отмечает Владимир Караваев.
В суды идут единицы
Впрочем, адвокаты советуют не бояться судиться, особенно если эвакуация вашего транспортного средства была с нарушениями. А нарушений во время эвакуации масса — никто не уведомляет о том, что ТС эвакуировано и куда. После оплаты штрафа и за «сервис» копии документов, на основании чего автомобиль эвакуировали, не выдаются. Точнее, обещают их выслать в течение двух недель, но этого не делают. И сделано это специально — после 14 дней проходят сроки для обжалования.
«Я свою эвакуацию оспорил в суде, так как умник-парковщик ошибся улицей и домом, где была припаркована машина, и мне вменяли парковку ближе 10 м от пешеходного перехода, хотя зебры там нет. Чем измеряли расстояние — тоже не указано. Уже два месяца прошло с того момента, как я оплатил все три квитанции и забрал автомобиль, но мне так и не пришли документы. Якобы у них они хранятся в электронной форме, но и там их не предоставляют. Я истребовал копию постановления через суд. И настроен доказать свою правоту. Вы понимаете, эвакуация — это хорошо налаженный конвейер, который приносит хорошую прибыль. В сутки в Киеве эвакуируют по 250–300 автомобилей, и только единицы пытаются отсудить потраченное. Если бы обращений было больше и больше решений в пользу истцов, тогда эвакуаторщики не наглели бы и реально сами работали по закону», — рассказывает «Вестям» адвокат Константин Татарченко.